БЕРЕЖНОЕ ПИСЬМО:
к себе и другим
Практический курс с писательницей, журналисткой и активисткой Дарьей Серенко о бережных практиках письма

21 ноября — январь 202
по воскресеньям с 15:00 до 16:30,
ОНЛАЙН
Записаться
О КУРСЕ
— Как писать об опыте, который, возможно, отличается от нашего — опыте миграции или другом культурном опыте, опыте жизни с инвалидностью, опыте столкновения с дискриминацией или насилием?

— Как писать о себе и о том, что мы пережили, выстраивая бережную дистанцию между собой и текстом и не превращая свою жизнь исключительно в материал для письма?

— Как предупреждать эмоциональное выгорание во время работы над своими текстами?

— Как бережно формулировать критику по отношению к чужим текстам?

Курс построен таким образом, что отвечать на эти вопросы мы будем экспериментально и на практике, пробуя анализировать чужие художественные и публицистические тексты. И, конечно же, писать свои — создавая ситуации, в которых то, что мы делаем, может работать не только как текст, но и как действия и поступки, меняющие реальность вокруг нас. В курс будут также включены письменные практики самопомощи, направленные на профилактику выгорания и на работу с состоянием до, после и во время создания своих текстов. В конце курса каждая участница получит гайд и список литературы и заданий для самостоятельной работы после окончания курса.

На каждый написанный в рамках курса текст участницы получат письменный или устный отзыв.
ПРОГРАММА*
Неделя 1. Более инклюзивное письмо: вводное занятие. Поговорим о том, зачем нужна инклюзивность, как в языке может проявлять себя дискриминация (и как она обедняет текст) разберем с примерами, что такое male gaze и colonial gaze. Работа с 5 фрагментами текстов, в которых по-разному проявляют себя культурные/гендерные стереотипы.

Неделя 2. Более инклюзивное письмо: разбор самостоятельной работы (на материале стихотворения русскоязычной поэтессы Галины Рымбу и статьи Г. Спивак «Могут ли угнетённые говорить»), коллективное обсуждение, фидбек участницам курса.

Неделя 3. Письмо и практики самопомощи: семинар о трудностях авторов, связанных с выгоранием и писательскими «блоками». Выбор одной из трёх практик, работа с ней во время семинара. Другая выбирается для самостоятельной домашней работы (создать свой небольшой текст — письмо в будущее/прошлое, персональный манифест или аутоинтервью).

Неделя 4. Письмо и практики самопомощи: разбор самостоятельной работы, фидбек участницам курса.

Неделя 5. Личное — это политическое: семинар о том, как личный опыт, выраженный в текстах, связан с опытом коллективным и политическим. На материале текста Поля Пресьядо «Я монстр, что говорит с вами» и статьи Кэрол Ханиш «Личное — это политическое». Как личное отделяется и становится частью контекста. Домашнее задание-исследование: работа в паре. Участницы курса берут друг у друга парное интервью для создания собственного очерка о чужом опыте. Разбор упражнения.

Неделя 6. Отложенное занятие (встречаемся спустя 2−3 недели работы с текстами интервью)

*Указанные в программе тексты могут меняться и дополняться в зависимости от потребностей группы.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ
С КУРАТОРКОЙ
Дарья Серенко
Российская писательница, журналистка, активистка. Авторка книг «Тихий пикет» (2020, АСТ) и «Девочки и институции» (2021, No Kidding Press). Преподавала в Школе Современных литературных практик и НИУ ВШЭ (creative writing). Соосновательница проекта «Фемдача» — шелтера для активистов, переживающих выгорание, и образовательной платформы «Созвон-курс: феминизм, активизм, гендер».