Мы используем файлы cookies. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с этим.
OК, понятно
Отзывы о курсах Write Like a Grrrl
Участницы онлайн- и оффлайн-курсов рассказывают об опыте участия
Что думают о наших курсах
  • Анна Варежкова
    Участница Write Like a Grrrl Online: Креативный нонфикшн
    Сегодня получила финальную рецензию на мой первый рассказ. Это был крутой опыт работы над текстом, изучение личных границ, полный переворот представлений о роли вдохновения и таланта. Теперь, когда первый рассказ позади, мне проще противостоять своим сомнениям и верить, что когда-нибудь я напишу книгу.

    Всё это благодаря смелым девочкам Sasha Shadrina и Svetlana Lukyanova. Курсы Write Like a Grrrl Russia – лучшее, что произошло со мной в этом году (а в этом году я очень много училась, и мне есть с чем сравнить). Люблю вас, девочки. 💖

    Запишитесь все, кто всё еще пишет в стол и думает «кто я такая чтобы». Ваши истории никто не сможет рассказать так, как вы. (Расчувствовалась и пошла рыдать в другую комнату.)

  • Катерина Маас
    Участница Write Like a Grrrl Online: Креативный нонфикшн
    Наш дистанционный набор был первым и экспериментальным: до этого WLAG работал только в Москве и Казани и проходил в очном режиме еженедельных встреч. Также участницы работали над художественной прозой, а наш курс, как понятно из названия, ориентирован на то, что в широком смысле называют креативный нонфикшн: эссе, автобиографическая проза, литературная журналистика, трэвелоги и т.п.

    Что мы изучали? Как приучить себя писать регулярно, как снять писательский блок, как читать с точки зрения создательницы текста, а не читательницы, как побороть неуверенность в себе и прочие препятствия, с которыми сталкивается любая начинающая писательница. Большая часть лекций рассказывала, как выстроить сцену, что такое сеттинг, как написать хороший диалог, как грамотно погрузить читательниц в пространство рассказа, что значит рефлексия для эссе и как свести воедино отдельные части задумки. Минимум воды, максимум полезной выжимки из огромного опыта писательниц всего мира.

    По итогам курса я осталась очень довольна и рекомендую его всем, кто пишет — не важно, художественную прозу или эссеистику. У меня теперь одна мечта — собрать что-то вроде очной группы начинающих писательниц в нашем городе. Потому что взаимная поддержка и доброжелательная атмосфера в конечном итоге дает +100 к способности писать и не бросать начатое.

  • Инна Черепанова
    Участница Write Like a Grrrl Online: Креативный нонфикшн
    Я закончила курс Write Like a Grrrl Russia — писательские курсы для женщин. Да, это все та же я, которая недоумевала, зачем нужны курсы для блогеров и тренинги для копирайтеров. Так какого хрена я вдруг оказалась на писательском курсе и даже его закончила? А я расскажу!

    1. Большой объем материала с лекциями, рекомендациями, упражнениями и ссылками был исключительно по теме нон-фикшн, как и заявлялось изначально. Курс учит писательству. В отличие от подавляющего большинства подобных курсов учит не развитию себя, не секретам находить заказчика, не умению стильно одеваться, не правильному психологическому настрою, не правилам нетворкинга и прочим важным, но не нужным мне вещам. Если мне понадобятся советы психолога, я пойду к психологу. Если у меня будет потребность в стилисте, я найду стилиста и заплачу ему. И я способна сама определить что мне нужно, а что нет.

    2. Вели лекции, отвечали на комментарии и проверяли домашние работы те же самые люди, которые создавали русский курс Write Like a Grrrl. Для меня это важно. Мне неинтересно идти к понравившемуся автору, а затем работать с неизвестными кураторами. Я понимаю, что это правила инфобизнеса: создатель курса рекламирует свой курс своим же лицом, набирает учеников и передает их своим помощникам. Но лично мне такой вариант не подходит. Если я записываюсь к конкретному человеку, я хочу, чтобы он со мной и работал.

    3. Дружественная атмосфера на курсе без пинков, гонок, марафонов и ультиматумов «кто не сделает это задание, к следующему не допускаются!» была с первого до последнего дня. Мне, как человеку, который ненавидит волшебные пендели и прочие мотивирующие тычки, это крайне важно. А на курсе было так: «Считаешь нужным выполнить задание, можешь найти время и силы для этого — действуй! Не получается — не страшно, мы тебя любим и ждем на следующем этапе».

    4. Курс женский, то есть без иерархии, менсплейнинга, и прочих «что там баба написать может». Я была свидетельницей скандала вокруг литературной школы Хороший Текст, где одна из преподавательниц утверждала, что настоящим творцом может быть только мужчина, а творчество женщины — это материнство и служение мужскому гению. Была впечатлена. Платить деньги таким преподавательницам я бы точно не хотела.

    5. И про деньги. Цена курса низкая. Я хотела сначала написать адекватная, но если уж начистоту, то за такой опыт на протяжении двух месяцев я готова была и больше заплатить. В итоге нет ощущения «а за что я деньги-то отдала?». А так как я деньги люблю, для меня это важно.

    В итоге я узнала, в чем особенность нон-фикшн, чем отличается хороший диалог от плохого, что такое сеттинг, рефлексия, биты и многое-многое другое, о чем раньше я и понятия не имела. Сейчас я чувствую себя как человек, который всю жизнь варил борщи и каши на автомате, а потом вдруг узнал, что существуют правила и техники кулинарного мастерства.

    Светлана Лукьянова и Саша Шадрина — спасибо!

  • Айгуль Сабирова
    Write Like a Grrrl Kazan
    Я рассматривала курсы WLAG как волшебный пендель — они должны были подтолкнуть меня к тому, чтобы, наконец, собраться и сделать что-то с воспоминаниями знакомой бабушки 94 лет, которая в начале Великой отечественной войны попала в рабочий лагерь в Германии. Забегая вперед скажу, что пендель сработал — я начала хотя бы разбирать расшифровку и даже написала не самую плохую первую главу.

    Но в итоге курсы дали мне намного больше. Во-первых, для меня они разложили литературное произведение по полочкам и по очень четким составляющим — как прописать главного героя, как сделать сеттинг, как расписать диалоги и сделать это так, что состояние героев понятно без ремарок. И масса всего другого. А еще учишься благодаря сокурсницам — слушаешь их упражнения, анализируешь, слушаешь их анализ читаемых на занятии произведений и что-то видишь и понимаешь со стороны.

    Подытоживая: каждый, наверное, приходит на WLAG за чем-то своим. И обязательно уходит с новым обретенным знанием/умением/мотивацией.

  • Стася Трус
    Write Like a Grrrl Moscow
    10 вещей, которые я узнала о себе (и не только) благодаря Write Like a Grrrl:

    1. Я могу писать.
    2. Мне можно писать. А если уж мне можно, то вам и подавно.
    3. Я пишу очень медленно и ужасно завидую тем, кто пишет быстрее меня, то есть всем.
    4. Очень страшно показать кому-то написанное, но прочитать свой текст кому-то вслух — в сто раз страшнее. Но делать это нужно обязательно.
    5. Лучше по 15 минут, но каждый день, чем 12 часов раз в месяц. Эта формула применима почти ко всему на свете, включая писательство.
    6. Вдохновения не существует.
    7. Таланта (сюрприз!) скорее всего тоже. Есть только труд и везение.
    8. Возможно мне светит карьера частного детектива. Я как-то подслушала интересный диалог двух тётушек в вагоне метро и сама не заметила, как уехала с ними в Бибирево. Выйти мне надо было ещё на Боровицкой, но я двадцать минут делала вид, что пишу смс, а сама записывала их реплики. Раскрыта не была.
    9. Самое приятное — это придумывать персонажей и историю.
    10. Всегда режь наречия!
    + 11. Вы тоже можете записаться на курс и тоже узнать что-нибудь новое.
  • Лиза Семяновская
    Write Like a Grrrl Moscow
    На прошлой неделе у меня было последнее занятие на писательском курсе Write Like a Grrrl — это занятия по creative writing для женщин (почему для женщин — давайте в другой раз обсудим).

    Самое главное, что со мной произошло за этот курс — я поняла, как сделать шаг от поста в Фейсбук к рассказу. Прямо сейчас у меня есть шесть страниц текста, к которым я с удовольствием возвращаюсь каждый вечер — дописываю и редактирую.

    Впервые за долгое время разной учёбы я увлечённо делала домашку, не пропустила ни одного занятия и действительно научилась чему-то новому (а не просто узнала много интересного).

    На занятиях мы создавали героев (а это непросто, даже если им соответствуют реальные, живые люди), писали диалоги, описывали декорации для того, что мы пишем, собирали написанный текст в рассказ и, главное, — писали каждый день, а не откладывали свои мечты на те сладкие годы, когда мы будем жить в домике у моря.

    Саша Шадрина, спасибо тебе, было классно, и я хочу ещё.
  • Анастасия Полетаева
    Write Like a Grrrl Moscow
    Я очень боялась, что нам будут говорить «Вот так писать надо, а вот так не надо, здесь побольше эпитетов, тут уберите сказуемое», потому что я знаю, что на некоторых курсах creative writing так делают. Я из-за этого даже поругалась с мамой. Я вся вдохновленная шла на первое занятие, рассказала ей, а она ответила: «Тебя там будут заставлять делать какие-нибудь странные вещи, ты потеряешь свой стиль» (как будто у меня есть какой-то сформировавшийся стиль). Оказалось, что это скорее воркшопы, нежели уроки. Первое занятие было похоже на семинар. Мы рассказали о себе, рассказали у кого какой опыт, связанный с текстами (там сидели абсолютно разные люди, пиарщики, журналисты, довольно взрослые писательницы детских книжек и женщина, которая пишет фэнтези). Мы перечислили проблемы, которые мешают нам писать, обсудили, что с ними можно делать, потом пришли к выводу, что ничего с этим сделать нельзя и все тлен, ситуация безвыходная. И на первом же занятии Саша <Шадрина> дала нам методику, которая мне кажется одним из самых ценных компонентов курса — она заключается в том, что надо писать по пятнадцать минут каждый день. Благодаря этому ты превращаешь ожидание музы в навык, которым можешь управлять, и борешься с рефлексией и бессистемностью, из-за которых много чего хорошего начинаешь и ничего не заканчиваешь. Причем ты не мог эти пятнадцать минут тратить на редактирование того, что написал в прошлый раз. Нужно было именно писать новое. Мне было сложно себя заставить делать что-то настолько непривычное, и страшно — ты же не знаешь, графомания это или что-то стоящее. Поэтому тебе заранее стыдно, и с этим, кстати, трудно справиться.

    Остальные занятия были посвящены различным темам, допустим, сеттингу или диалогу. Диалог мы разбирали на основе «Белых слонов» Хемингуэя. Мы читали по-русски, но при этом Саша нам рассылала тексты современных женщин-писательниц для домашнего чтения на английском, эссе Сьюзан Сонтаг, например. Саше на самом деле не нравилось, что мы разбираем много мужчин-писателей, хотя, понятно, так сложилось, что в классической литературной традиции их больше. Мы разбирали Сэлинджера, один раз с моей подачи разбирали «Сумерки», потому что там правда очень хороший сеттинг. Это очень плохая книга с очень хорошим сеттингом. В основном была современная литература, конец XX — XXI век. Ты ночью рыдаешь над «Маленькой жизнью», а утром приходишь и разбираешь, как она сделана и что делает ее настолько живой.

    Курсы держатся на трех главных вещах — во-первых, они дают тебе инструмент, который помогает бороться с прокрастинацией, комплексами, паникой, ленью — это очень отличается от российского подхода к написанию текстов, где все окутано романтической дымкой, и где-то рядом стоят Достоевский, Толстой, Татьяна Толстая вместе с Улицкой, все на тебя смотрят, и ты думаешь «нет, я недостоин». Во-вторых, курс дает тебе инструменты. Мы все за свою жизнь прочитали много книжек и даже их как-то разбирали, но никогда не смотрели на них с точки зрения писательства, а это очень интересно — как сделаны диалоги, описание пространства, персонажи, сюжет, действие. Никто это так в ВУЗах не преподает, и ты не можешь этим пользоваться активно. И в-третьих, было неведомое мне раньше чувство поддержки и полной безопасности — я думаю, во многом благодаря тому, что все слушатели были девушки. Я думаю, что в таком подходе есть смысл, ведь что бы там ни говорили мои бывшие преподаватели в университете, женщине до сих пор сложнее заниматься писательством, нежели мужчине. Все еще большинство писателей мужчины, все еще книги авторов-женщин стоят в розовых обложках на полках женской литературы. Насколько я знаю, именно из-за этого были придуманы эти курсы. Они помогают поверить в то, что ты тоже можешь, что ты не бестолковая.

    Последнее занятие было посвящено тому, что мы уже написали. Мы распечатывали тексты и раздавали всем, как до этого раздавали распечатки писателей. И это очень странное ощущение: как будто меня раздели догола и заставили гулять в таком виде перед группой. Одно дело, когда твою журналистскую статью критикуют, ругают, а тут обсуждение воспринимается как что-то гораздо более личное. До этого на одном из занятий мы зачитывали отрывки, и я тоже зачитывала. Я помню, что мне было очень стыдно, и потом я пару дней не могла себя заставить ничего делать, но ничего, я со всем справилась, и это перестало быть страшно. И это очень полезно, я считаю.

    Я думаю, что очень много девушек так и не решаются начать писать, так и не решаются ничего публиковать просто потому, что «вроде как это какая-то глупость». На первом занятии мы обсуждали, что тут собрались журналисты, пиарщики, редакторы, и нам было легко выбрать профессию, даже если родители изначально были не в восторге, потому что все равно у тебя есть трудовая книжка, пресс-карта, зарплата. А если ты хочешь стать писателем, тебе никто не выдаст трудовую книжку, ты только сам себя можешь им назвать, и в 90% услышать: «хватит уже дурью маяться». И эти курсы придуманы для того, чтобы объяснить, что это не ерунда, и даже если это ерунда, то, во-первых, продолжай ее делать и, возможно, ты сделаешь что-то хорошее, а во-вторых, ты сам никогда не можешь заранее знать, насколько хорошо то, что ты делаешь и более того — никто не может это знать, и смысл в том, чтобы просто делать, потому что так все-таки больше шансов сделать что-то достойное, чем если не делать ничего.
  • Эльмира Какабаева
    Write Like a Grrrl Moscow
    «Здравствуйте, меня зовут Эльмира и я пишу запоем». Примерно так начался мой месяц на курсе Write Like a Grrrl, куда я пришла а) из любопытства (при чем тут девочки?), б) с задумкой рассказа для написания которого мне нужна была хотя бы минимальная дисциплина и engagement, в) из интереса к когнитивным штучкам и всяким новым техникам, которые помогли бы мне превратить мое графоманство хоть в какую-то рутину, раз уж от него невозможно избавиться. Все это я получила, вместе с удовольствием от общения с этими самыми grrrls, с которыми, я надеюсь, мы продолжим обсуждать наши писательские блоки и страхи, этическо-моральные аспекты non-fiction fiction, ну и прочие вопросы мироздания. А почему для девочек, лучше объяснит Саша Шадрина — фасилитатор курса и автор проекта, который популяризирует современную литературу, написанную женщинами, к которой я после Крис Краус слегка пристрастилась.
  • Ира Юрьева
    Write Like a Grrrl Moscow
    Я пошла на этот курс с желанием перестать бояться и начать писать. Я и раньше писала, но очень несистемно. На этом курсе никто не заставлял меня писать, чтобы потом ругать мои тексты и говорить, как правильно. Курс обеспечил меня комфортной средой, помог справиться с комплексами и осознать, что писать мне нужно, потому что это приносит мне удовольствие. Это было самым важным, чтобы делать это регулярно. Кроме того, курс подарил ряд полезных инструментов, которые помогают писать чище и более осмысленно. Всем, кто никак не может найти время и вдохновение, чтобы писать, настоятельно рекомендую. В любом случае время проведете приятно. Гарантирую!
  • Ольга Бут
    Write Like a Grrrl Online: Креативный нонфикшн
    Год назад у меня появилась задумка написать историю жизни моей бабушки. За несколько месяцев я придумала сюжет и героев, набросала последовательность сцен. Дальше дело встало. У меня не получалось создавать сцены с говорящими деталями, передавать чувства и голоса героев так, как они звучали в моей голове. Я никогда не училась писательскому мастерству и понимала, что без основ, без базы, книгу мне не потянуть. Поискала в интернете курсы, но ничего не приглянулось.

    WLAG возник из ниоткуда, мелькнул в какой-то рассылке, высветился в Facebook. Я как-то сразу почувствовала, что это то, что мне нужно. Расстроилась когда узнала, что курсы идут только в Москве. И стала ждать онлайн-формата. Дождалась и не пожалела! Лекции хорошо структурированы, в них много примеров, на которые можно опереться при подготовки домашек. Комментарии девочек-кураторов всегда мотивировали и помогали продолжать работу.

    Курс подарил мне уверенность, что я смогу осуществить задуманное и когда-нибудь написать книгу о бабушке. Пока же у меня появились хорошие зарисовки сцен и важное для меня итоговое эссе, в котором я описала важный опыт потери близкого человека и работы над отношениями в семье.

    А еще я стала называть себя писательницей. За это вам, девочки, отдельно спасибо. :)