Я прокрастинировала вместо того, чтобы писать статью про прокрастинацию. Но потом дело пошло быстрее, я сейчас расскажу, почему. Но перед этим очень быстро познакомлю вас с Робертом Бойсом.
Бойс — британский психолог, который работал в русле когнитивно-поведенческой терапии и всю жизнь изучал писательские практики. Он вывел правила, по которым работали писатели, которые много успевали, росли профессионально и были довольны своей жизнью. А потом занимался терапией с пишущими людьми, помогая им эти правила перенять и фиксируя результаты.
Клиентами Бойса были люди, которые практиковали «запойное письмо». «Запойные» писатели долго прокрастинируют и садятся за работу только когда до дедлайна остается совсем мало времени. В этот момент их посещает вдохновение, в голове начинают рождаться новые идеи, люди работают много часов или даже дней подряд. Сон, еда, отдых, общение с близкими становится неважными. Некоторые писатели в этот момент испытывают ощущение, что «текст пишется сам», «кто-то другой водит их рукой». Итоговый результат получается сыроватым — у автора нет времени или сил на редактирование. За периодом дикой работоспособности следует период бессилия, плохого настроения и отсутствия идей.
Многие писатели живут в таком режиме постоянно и думают, что они неспособны творить без вдохновения и дедлайнов. Запойное письмо подрывает здоровье, как физическое (боли в спине, шее и т.д.), так и психическое. Прокрастинация заставляет тревожится, периоды упадка сил постепенно становятся все длиннее. Люди, которые так работают, не чувствуют, что полностью используют свой потенциал и часто недовольны результатом работы.
Мне запойное письмо знакомо не понаслышке, именно так я писала все курсовые и дипломные работы — в майские праздники, выпив три чашки кофе и запершись в четырех стенах. Горжусь ли я результатом? Нет, я могла бы сделать лучше, если бы все делала заранее и постепенно.
Окей, как тогда работали счастливые и довольные писатели и как теперь работаю я (ну, стараюсь работать)? В этот раз я начала прокрастинировать из-за того, что мне не было понятно, с какой стороны подойти к задаче. Но я вовремя отследила это, и напомнила себе, что на самом деле все очень просто. Начать надо с подготовки или, как называет это Бойс, с «прерайтинга». Вот, что он об этом говорил: «Самые умелые, продуктивные, расслабленные и оригинальные писатели тратят столько же времени на подготовку, сколько и на работу над прозой».
Какой прерайтинг сделала я:
- Почитала рассылку Макса, чтобы понять формат.
- Перечитала еще раз первую лекцию WLAG, где объясняются принципы работы «по Бойсу».
- Подумала над структурой, написала план.
- Попробовала несколько разных вариантов начала. Решила, который мне нравится.
- Подумала, какие примеры хочу привести.
После этого я села писать черновик статьи, не думая пока о формулировках и тонкостях — так как знала, что у меня будет время отредактировать текст. Мне уже не хотелось прокрастинировать, но я все еще могла попасть в лапы запойного письма. Тут снова на выручку пришел Бойс, который советует работать а рамках коротких ежедневных сессий (brief daily sessions — BDS).
Основные правила BDS:
- Писать 3-5 дней в неделю.
- Писать от 15 минут до 4 часов, никогда не дольше этого времени.
- Делать перерывы каждые 30-40 минут, разминаться.
- Есть, спать, отдыхать, гулять с друзьями и заниматься спортом без тревоги и чувства вины.
- Продолжать делать прерайтинг. Посвящать время тому, чтобы думать о тексте и искать решения.
Я написала первый черновик, сделав в процессе большой перерыв на обед и несколько маленьких на то, чтобы выпить воды, поболтать с мужем и да, снова проверить Твиттер (все еще ноль лайков к посту про шляпы).
После этого я два дня была занята другими делами. Я несколько раз возвращалась мыслями к статье, думала, как лучше ее сделать (прерайтинг), но не тревожилась из-за нее. После я вернулась к тексту, отредактировала и дописала (то есть добавила вот этот абзац).
В общем и целом, как выяснил Бойс, жизнь продуктивного писателя состоит из прерайтинга, коротких рабочих сессий и интересных занятий за пределами письма. Да, в этом процессе нет места так называемому «вдохновению» — ощущению восторга и повышенной работоспособности, которые возникают в момент запоя. Но, по наблюдениям Бойса, люди, которые работают в рамках коротких ежедневных сессий, выпускают больше текстов и чувствуют себя более счастливыми. Я с этим согласна. Работа «по Бойсу» в конечном итоге доставляет мне больше удовольствия. Я радуюсь, когда придумываю классный сюжетный поворот, когда наконец-то решаю задачку, которая долго не поддавалась, когда довожу текст до идеала во время редактирования, без спешки и нервяка. И главное — когда сдаю текст, зная, что я хорошо над ним поработала, и что результат отражает то, на что я способна.